Что такое аккумулятор и для чего он нужен в автомобиле?
Аккумулятор представляет собой химический источник тока, который включает в свой состав нескольких элементов питания. Поэтому он также носит название аккумуляторной батареи. Объединение сразу нескольких элементов даёт больший результирующий ток и напряжение. В автомобилях наиболее распространён вид аккумуляторов с 6 элементами (ещё их называют банками), которых выдают напряжение примерно 2.1 вольт. В результате АКБ выдаёт напряжение примерно 12.6 вольт.
1.Номинальное напряжение – если у вас легковой автомобиль, то этот параметр имеет значение 12 В. Он может снизиться, если имеет место сильный разряд или большая токовая нагрузка;
2.Номинальная электрическая емкость – этот параметр указан на самом аккумуляторе. Что бы его измерить, нужно осуществить 20-ти часовой разряд аккумулятора током разряда, который составляет 5% от номинальной емкости. Разряд заканчивается, когда батарея разрядиться до 10,5 В. Конечно, самим заниматься измерением этого параметра бессмысленно. Поэтому производители АКБ измеряют его и указывают на корпусе;
3.Резервная емкость – важный параметр, который показывает, сколько продержится аккумулятор при неисправном генераторе. Единицы измерения – минуты. Чтобы определить резервную емкость, необходимо разряжать аккумулятор током в 25 А и измерить время до полного разряда. Значение в 25 А стандартизировано и не зависит от емкости батареи. Поэтому его следует выбрать побольше, если в вашем авто много потребителей электроэнергии;
4.Ток холодного запуска – наиболее актуален при наступлении холодов. Этот параметр показывает, какой максимальный ток может выдержать батарея при вращении холодного двигателя в течение 30 секунд. Этот параметр стандартизирован ГОСТом и также наносится на корпус АКБ;
5.Мощность АКБ – также является одним из важных показателей. Определяется она, как произведение усредненного напряжения в цепи на разрядный ток. Необходимо выбирать значение этого параметра побольше, особенно тем, кто имеет множество потребителей, таких как мощная акустическая система, климат-контроль, холодильник и другие;
6.Габариты аккумулятора – этому параметру тоже следует уделить внимание. Бывает так, что другие параметры подобраны хорошо, счастливый автолюбитель возвращается с покупкой, открывает капот и видит, что батарея туда просто не влезет. Тут и наступает момент разочарования. Иногда заканчивается все тем, что авто начинают «подгонять» под аккумулятор. Сами понимаете, чем это может закончиться. Измерить эти параметры в отличие от других достаточно несложно, нужно просто измерить размеры старого аккумулятора;
7.Полярность – на качество работы АКБ не повлияет, но могут возникнуть проблемы с установкой. Поэтому этот параметр также необходимо учитывать. АКБ бывают «прямой» и «обратной» полярностей. Определить полярность несложно. Достаточно взять аккумулятор и развернуть клеммами к себе. Если минус оказался справа, а плюс слева, то перед вами стоит аккумулятор «прямой» полярности. Если же наоборот – «обратной».
Технические характеристики АКБ
К основным параметрам аккумуляторов относят:
Номинальное напряжение. На сегодняшний день на все легковые авто ставят 12-вольтовые батареи. Для грузовых автомобилей, спецтехники, автобусов, армейской техники следует покупать 24-вольтовые. Хотя для легкого грузового транспорта могут подходить и АКБ на 12 Вольт.
Ёмкость батареи. Этот параметр измеряется в Ампер-часах (Ач). Это условное обозначение, оно говорит о том, что, например, АКБ на 60 Ач способен на протяжении 60 часов обеспечивать нагрузку током в 1 Ампер, или 4 Ампера на протяжении 15 часов. Именно поэтому АКБ разряжаются, если забыть ночью выключить радио или оставить включенными фары.
Пусковой ток. Пусковой ток — это ток, который подается на стартер во время запуска двигателя. Эта величина измеряется в Амперах. Нужно очень внимательно подбирать АКБ с тем пусковым током, на который рассчитан стартер, иначе возможны два варианта: сгорит обмотка стартера — слишком большой пусковой ток; или силы тока не хватит, чтобы прокрутить стартер. Пусковой ток не является постоянной величиной и зависит от температуры воздуха, площади соприкосновения с клеммами (замечали, что со временем клеммы окисляются или отходят и мотор нельзя завести?), емкости АКБ и уровня зарядки. Величина пускового тока указывается на этикетке и соответствует силе тока при температуре 18 градусов выше нуля. Зимой сила пускового тока уменьшается и завести двигатель сложнее, поэтому допускается для холодных регионов покупать АКБ с запасом пускового тока — на несколько десятков ампер выше.
Обратите также внимание, что пусковой ток может измеряться по отличающимся друг от друга стандартам: EN (европейский), DIN (Германия) и ГОСТ (Россия) — они измеряются одинаково, SAE (США). Так, например, если вы купите «шестидесятку» А-Мега, на ней будет написано: пусковой ток EN — 600 Ампер; DIN — 365 А; SAE — 650 А. То есть эту разницу нужно обязательно учитывать, у продавцов-консультантов должны быть таблицы для разных стандартов. Полярность — это положение плюсового и минусового электродов АКБ. Она может быть: прямая — положительная клемма находится слева (АКБ повернут к вам той стороной, на которой клеммы); обратная — плюс справа. Соответственно, можно увидеть обозначения АКБ: 60(0) Ач — правый плюс, 60(1) Ач — левый плюс. Если подобрать АКБ не с той полярностью, то может не хватить провода, чтобы надеть его на клемму. Также посмотрите на клеммы, они могут быть стандартной толщины — европейские, и тонкими — обычно у азиатских аккумуляторов. Ну и обратите внимание, чтобы новый аккумулятор подходил по размерам и по способу крепления.
Неправильно подобранный аккумулятор
Если аккумулятор подобран неправильно — с большей или меньшей ёмкостью батареи, это отобразится прежде всего на самом аккумуляторе. Если, конечно, вы не купили вместо 60-ки 75-ку или «сотку» — тогда можно сжечь стартер и вообще всю проводку. При слишком большой емкости АКБ будет происходить постоянный недозаряд — генератор не в силах выработать необходимое напряжение, чтобы обеспечить заряд АКБ. Со временем вы заметите, что электролит станет белым, а завести автомобиль будет невозможно — АКБ будет постоянно разряжаться. Если же подобран АКБ с меньшей емкостью и пусковым током, то он, наоборот, будет постоянно перезаряжаться. Из-за этого значительно быстрее начнется процесс осыпания пластин, возможны замыкания банок. Явный признак неправильно подобранной батареи — бурый электролит из-за осыпавшихся пластин. И в том и в другом случае АКБ не будет подлежать замене по рекламации. На что еще обратить внимание при покупке? Аккумулятор — это гарантийный товар, поэтому при вас его должны проверить: измерить плотность и уровень электролита; измерить напряжение — 12 Вольт; подключить к нагрузочной вилке и дать нагрузку — АКБ должен ее держать (стрелка амперметра держится на отметке 9 А 30 секунд), электролит при этом не кипит и не выделяется пар. Проследите за заполнением гарантийного талона, на нем должны быть печать фирмы, подпись продавца, серийный номер АКБ, который выбит на крышке. Гарантийный талон храните дома, чтобы не потерять его. Хорошая аккумуляторная батарея служит в среднем 5-7 лет в зависимости от условий эксплуатации. Также в последнее время появилось много подделок. Китайские АКБ покупать не советуем, они очень быстро выходят из строя.